Евангелие от Иоанна
– уникальное в своём роде. Оно отличающееся от остальных трёх Евангелий,
которые называют «синоптическими» - буквально, «со-наблюдающими», «имеющими
общее видение, общее восприятие» - так как они действительно во многом друг
друга повторяют и дополняют, описывают события в примерно одной
последовательности, рассматривая их под приблизительно одинаковым углом зрения.
Апостол Иоанн же смотрит на всё иначе: за видимыми событиями он ищет их
духовное значение, их первопричину. Не зря Иоанна называют Богословом
J И именно поэтому
описание Рождества
Иисуса Христа у Иоанна сильно отличается от историй, записанных Матфеем и
Лукой.
Если другие Евангелисты приводят родословие Иисуса по плоти
(у Матфея в 1й главе, у Луки – в 3й), а о Божественной природе говорят больше
на основании фактов исполненных пророчеств и свидетельств о Нём Ангелов и людей
Божьих, то Иоанн с первых же слов своей
книги сразу говорит о том, что Иисус – Бог. А весь последующий текст
Евангелия от Иоанна неоднократно подтверждает это.
Давайте вместе
прочитаем, что Иоанн пишет о Рождестве Иисуса Христа (Ин 1:1-18), размышляя над
его словами по ходу чтения.
1. Ин 1:1-5
1 В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у
Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть,
что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме
светит, и тьма не объяла его.
Все эти удивительные слова
– об Иисусе Христе! Что мы узнаём о Нём из этих стихов? Он был «в начале» -
то есть, ещё Он был уже тогда, когда мир ещё не был сотворён (см. Быт 1:1).
Иисус – Божье Слово, Сам Бог. Насколько
я могу понять и объяснить это: так же, как тот факт, что то, кто я есть, моя
личность складывается из моих слов (мыслей, решений, произнесённых и записанных
слов), и в каком-то смысле, мои слова – это я, так же и Слово Божие, Которое у
Бога, есть Бог.

Третий стих говорит о творении всего существующего, в котором
Иисус принимал непосредственное участие. В первой главе книги Бытие мы видим,
что Бог творит Словом – или творит Божье Слово: Он говорит – и делается (Быт
1:3, 6, 9, 11 и т.д.). Практически то же другими словами говорит Павел в
послании к Колоссянам:
«ибо Им (Христом) создано все, что на
небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли,
начальства ли, власти ли, - все Им и для
Него создано; и Он есть прежде
всего, и все Им стоит» (Кол.1:16-17).
Всё это не оставляет сомнений в том, что
Иисус Христос и Бог Творец – одно! То
есть, Иисус не появился на свет только 2000 лет назад. Он был вечно – ведь Он
Предвечный Бог! – а в ту ночь в Вифлееме лишь воплотился. Но об этом ниже
J
2. Ин 1:6-8
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для
свидетельства, чтобы свидетельствовать о
Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но
[был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
Иоанн Богослов пишет об Иоанне Крестителе, который, как мы
уже читали у Луки, имел миссию свидетельствовать об Иисусе, что Он – Христос.
Таким образом, Евангелист сразу даёт читателю понять, что, говоря о Слове и Свете, он говорит именно об Иисусе Христе.
3. Ин 1:9-10
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего
в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и
мир Его не познал.

Бог, Слово Божье, Свет истинный был всегда. Он – Творец всего,
Творец каждого человека. Писание говорит, что
«от одной крови Он произвел весь
род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив
предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и
недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян
17:26-28).
Это, согласно Библии,
основная цель жизни каждого человека! Но, как пишет Иоанн, несмотря на
это, мир не познал Его. На протяжении всей истории человечества Бог простирал к
нам руки, говорил к нам, а люди в подавляющем большинстве своём вновь и вновь
отворачивались от Него.
Именно
поэтому должен был прийти Иисус: это был единственный способ спасти погибающих
людей от наших же грехов, ослепляющих нас.
4. Ин 1:11-14
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во
имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от
крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами,
полное благодати и истины; и мы видели
славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Эти стихи уже
конкретно описывают Рождение Иисуса на земле, среди людей!
Он «пришёл к своим», то есть родился в
Израильском народе, который считался народом Божиим, избранным Господом для
достижения всего мира. Но «Божий народ»
в большинстве своём не принял Его, а вместо этого отверг и распял.
Но зато те, «кто приняли Его, верующие во имя Его»
(то есть верующие в то, Кем Он действительно был, поверившие в то, что Иисус –
Всемогущий Господь, Еммануил, Спаситель, Христос) становятся детьми Божиими, рождаясь свыше (Ин 3:3).
«Слово стало плотию и обитало
с нами…» - это и есть Рождество Иисуса, это сама суть того, что
произошло, когда на Марию снизошёл Святой Дух, а затем она родила
хрупкого малыша, спеленала Его и положила в ясли.
Слово стало плотью! Бог стал Человеком! Чтобы, наконец, достичь
нас, обитать с нами, жить с нами, прожить жизнь человека, дав нам пример (1 Пет
2:21), донести до нас Божье Слово, Его истину и так освободить нас (Ин 8:31-32),
взять на Себя наши грехи и умереть за нас (Ин 1:29, 1 Ин 2:2).
«…мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»: Его дела,
Его жизнь, Его слова говорили о том, что «Он и Отец - одно» (Ин 10:30)!
5. Ин 1:15-17
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая,
говорит: Сей был Тот, о
Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его
все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез
Моисея; благодать же и истина
произошли чрез Иисуса Христа
.
«Сей…был прежде меня».

Иоанн Креститель
знает и свидетельствует о том, что Иисус «был прежде него», хотя мы знаем, что
по плоти Иоанн был примерно на шесть месяцев старше Иисуса (Лк 1:35-36). Говоря
так, он хочет подчеркнуть,
что Христос –
Сущий от начала, ставший человеком в определённый момент, а не простой человек,
как сам пророк.
«…благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Истина – это одно
из имён Бога:
«А Господь Бог есть истина…»
(Иер.10:10). То же говорит о Себе Иисус, ещё раз давая понять, Кто Он:
«Я
есмь путь и истина и жизнь» (Ин
14:6). Его Слова – истина, которая
освобождает, спасает нас от ослепления нашими грехами (Ин 8:31-32). Поэтому
Иисус назван Светом: ведь свет
помогает нам видеть всё таким, как оно есть!

Фраза
«благодать и истина» интересна ещё
тем, что она перекликается по сути своей со словами
«милость и истина»,
которые очень часто используются в Ветхом Завете как
напоминание о Божьем завете с Его народом (Пс 24:10, Пс 39:12, Пс
88:25, Пр 3:3). Исходя из этой аналогии, можно сказать, что
Иисус – исполнение Божьего завета с
верующими в Него и любящими Его.
6. Ин 1:18
18 Бога не видел никто
никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Этот стих по сути является итогом всего
вышесказанного. Люди не видели Бога. С одной стороны, так как Бог есть Дух (Ин
4:24), а с другой – так как были ослеплены грехом (Пс 39:13)…
Иисус же - имеющий абсолютно ту же природу,
что и Бог Отец, Тот же Бог, Слово - стал плотью, чтобы показать нам Бога,
помочь услышать Его и понять Его замысел для нас, Его любовь и милость к нам. И
сегодня многие не понимают этого, продолжают не видеть Господа… Но, благодаря
приходу Христа, у них есть возможность поднять глаза и увидеть – и примириться
с Богом! Это и есть суть Рождества Иисуса Христа, то, чему мы радуемся в этот
праздник!
Комментариев нет:
Отправить комментарий