6 января 2014 г.

Мысли о Рождестве. Приготовь путь Господу!




1. Лука – радостный ЕвангелистJ


В прошлых двух статьях мы размышляли над первой и второй главами Евангелия от Матфея, стараясь увидеть, что говорится в них об Иисусе, о том, Кем Он был, для чего родился. Матфей пишет кратко, но, как мы вместе смогли убедиться, очень ёмко: всего в двадцати стихах, которые мы разобрали, содержится столько бесценного! 

Сейчас же предлагаю открыть вместе первую главу Евангелия от Луки.





Считается, что Лука был врачом, а значит - человеком с научным, рациональным складом ума. Из первых строк Евангелия от Луки мы видим, что сам он не был очевидцем событий, описанных в Евангелии. Но он провёл исследование, собрал все данные, опросил очевидцев и составил на их основании достоверное изложение важнейших моментов из жизни Христа на земле и Его учения (Лк 1:1-4). При этом надо отметить, что это Евангелие отличается не только точностью в деталях – его особенностью считается удивительная радость, с которой Лука пишет о Спасителе! Лука трудился, по его же словам, ради некого Феофила, чтобы он «узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Кем был Феофил, сейчас неизвестно. Но, уверена, что эта благая цель Евангелиста, любящего Господа и желающего «заразить» читателя своей радостью о Христе, может быть достигнута и в нас!






Рождественская история, записанная Лукой – самая длинная и подробная из тех, что содержатся в Библии. Однако интересно, что Лука не пишет практически ни о чём из всего, что акцентирует в своём повествовании Матфей – и наоборот! Создаётся впечатление, что Евангелисты договорились и разделили, кому о чём писать;) J. Рождественские истории Матфея и Луки – как два кусочка мозаики, идеально дополняющих друг друга!   




2. Илия или Иоанн? - Ещё одна загадка с именами!



Свой рассказ о рождении Христа Лука, в отличие от Матфея, начинает издалека. Он подчеркивает большую важность исполнения ещё одного пророчества о приходе Христа: Ему должен предшествовать некто, кто подготовит Ему путь. Об этом говорится в самой последней книге Ветхого Завета – книге пророка Малахии (примерно V век до Р.Х.):

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. (Мал.3:1)    

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. (Мал.4:5,6)






Слово «Ангел» буквально переводится с греческого «вестник», «глашатай». По древней традиции Ближнего Востока перед царём, который должен был приехать в город, шли вестники, возглашающие о его прибытии, чтобы устранить любые препятствия с его пути и подготовить людей к должной встрече правителя. Для этой же цели перед самым рождением Христа должен был прийти пророк – глашатай, готовящий сердца людей к приходу Царя. 






Зная о пророчестве Малахии в 4 главе, многие люди ждали, что в буквальном смысле придёт пророк Илия – ведь он, согласно Писанию, не умер, но был вознесён на небо (4 Цар 2:11). Но Ангел, явившийся священнику Захарии, поясняет значение этого пророчества, которое должен будет исполнить его сын Иоанн Креститель:








…и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. (Лук.1:16-18)


А после того, как Иоанн Креститель уже родился, его отец уже сам пророчествует о нём:


И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Емупросветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. (Лук.1:76, 79).







Учитывая духовное состояние людей в то время, понятно, что служение такого глашатая было крайне важно! Люди были поглощены суетой, проблемами повседневной жизни и политическими трудностями той эпохи – впрочем, как и сегодня. И, как и сейчас, многие не помнили о Боге, не задумывались об отношениях с Ним, не вникали в себя, не осознавали своей острой нужды в Спасителе. Храм функционировал, священники продолжали служить в нём, люди собирались в синагогах, слушали проповеди. Но это не означало, что все они искали Бога, что их сердце было открыто перед Ним, что они боялись и любили Его, ожидали Христа. Так же как и сегодня – многие ходят в церковь, слушают Слово Божье, общаются с верующими, но на самом деле это лишь внешнее, формальное поклонение, а не жизнь в близких отношениях с Богом!











Именно поэтому Господь и дал им пророка, который бесстрашно и прямо – и порой даже очень строго - говорил о Боге, обличал людей в грехах и призывал их к покаянию и крещению во оставление грехов. Служение Иоанна Крестителя было для людей как поток холодного свежего воздуха, ворвавшегося в комнату, где уже давно нечем дышать, но этого не замечали, пока не открыли окно. Или как вдруг зажёгшийся яркий свет, внезапно ослепивший людей, долго сидящих в темноте: сначала это неприятно, но, когда глаза привыкнут к свету, начинаешь оглядываться вокруг и видеть всё таким, как оно есть! Это и было служение «в духе и силе Илии» - то есть, подобное служению Илии, совершаемое с тою же силою Духа Святого, которая была дана ему.    








Чтобы лучше понять, что значит «в духе Илии», давайте вспомним, кем Илия был. История о пророке Илии записана с 17 главы 3 книги Царств по 2 главу 4 книги Царств. В основном его миссия заключалась в том, чтобы отстаивать веру в Господа в Израиле в то время, когда царь Ахав и его жена Иезавель насаждали по всей стране культ Ваала и преследовали верующих в Бога. Он практически в одиночку противостоял этому, открыто обличал царя и его жену, прославлял Господа чудесами – и за это был гоним, вынужден скитаться по пустыне и прятаться от преследователей. Рискуя своей жизнью и страдая, он призывал людей одуматься и вернуться к Богу. Между жизнью и служением Илии и Иоанна Крестителя видно много параллелей! Похож как стиль проповеди Илии и Иоанна – прямолинейный, искренний, порой резкий и дерзкий - так и сама цель: вывести людей из духовного ослепления, побудить раскаяться и направить к Живому Богу.     










Очевидна большая важность этой информации для Луки: он уделяет ей очень много внимания (Лк 1:5-25, 1:59-80)! И теперь понятно почему. Но при чтении этой истории у меня возник вопрос: почему Лука делает такой акцент на важности имени ребёнка? Ангел даёт Захарии чёткое указание назвать сына Иоанном (Лк 1:13), хотя по обычаю его должны были назвать именем отца (Лк 1:59). И дар речи, который на время был отнят у Захарии, был возвращён ему только после того, как он дал малышу правильное имя (Лк 1:63-64). Почему именно «Иоанн»? Почему не «Илия»? Ведь, чтобы люди были уверены в исполнении пророчества о том, что перед Христом придёт Илия, можно было бы так и назвать его! Почему так важно, как будут звать пророка?







Изучая первую главу Евангелия от Матфея, мы уже говорили о важности значения имён. Что же значат имена «Илия» и «Иоанн»? «Илия» в переводе с древнееврейского означает «мой Бог - Яхве» (Яхве – Сущий, Единый Бог). Значение этого имени становится понятно при взгляде на его жизнь и служение: когда все вокруг отступили от Бога, поклонялись Ваалу, Илия оставался верным господу и своей жизнью говорил, что его Бог – Яхве, Единый, Живой Господь, а не Ваал. «Иоанн» же означает - «Господь милостив».   









Какая связь между двумя этими именами и их значениями? Я рискну предположить такой ответ: обличая людей в их грехах, призывая к покаянию, Иоанн стремился отрезвить их, открыть им глаза, напомнить о Живом Боге, подобно Илии. Через Закон он показывал им, что они погибают и нуждаются в Спасителе! И тут же, обличив их, он давал им надежду, рассказывая радостную весть о том, что Господь милостив, что Он верен, что Он любит их  - и Спаситель, Христос уже совсем близко! Именно так Иоанн и готовил путь Господу в сердцах людей! Так он «просвещал сидящих во тьме и тени смертной», а затем «направлял ноги их на путь мира» (Лк 1:79).





Чтобы приготовить путь Господу в наших сердцах, мы должны в первую очередь остановиться и вспомнить о Живом Боге, о Боге Всемогущем и Вездесущем, о Судье Праведном – и признать, что мы грешны перед Ним, что мы действительно нуждаемся во Христе, в милости и прощении Бога, Его помощи. Пусть «всякая гора гордыни и самоправедности» в наших сердцах понизится! А затем мы должны лишь посмотреть на Иисуса, на Того, Кто пришёл в мир беззащитным младенцем, чтобы жить с нами, учить нас, спасти нас, показать нам Божью милость и любовь!.. Пусть «всякий дол уныния и отчаяния» повысится – пусть их покроет радость и надежда на Христа! Пусть путь для Господа в наши сердца не будет ничем преграждён!  

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий